favorscott
Есть точка А (место, где находится команда), точка B (цель маршрута) и точка С (место, которое надо обязательно посетить). На самом деле точек С на маршруте множество - это промежуточные КП, но на каждый конкретный момент времени такая точка одна: это такая условная точка, при посещении которой нужно сойти с прямого маршрута между точкой А и точкой В, где роль точки В выполняет каждая последующая точка (КП, следующий за тем, который надо посетить сейчас). При этом после взятия точки С статус точек меняется (точка А уже не актуальна, точка С становится точкой А "место, где находится команда", точка В становится точкой С "место, которое надо посетить", появляется новая точка В "новая цель для нового отрезка". Таким способом можно распланировать весь маршрут.
Поскольку при движении между А и В приходиться уходить "в сторону" к С от прямого и удобного, самого экономного и быстрого пути, то надо стараться сделать это с максимальной экономией. Совсем хорошо, если С лежит непосредственно на маршруте А-В, тогда для её взятия не требуется почти никаких затрат (ну, кроме, разве что задержки на бегу или выхода из удобного троллейбуса и ожидание следующего в ту же сторону). Но в большинстве случаев точка С находится в стороне, поэтому маршрут превращается в А-С-В.
Точка А здесь не только точка старта отрезка, но и плавающая точка, от которой приходится уходить с прямого пути до точки В. Можно назвать точкой А1, а точку выхода на прямой путь - точкой В1. Тогда маршрут отрезка можно представить в виде формата: А-А1-С-В1-В, где идеальный путь А-А1-В1-В, но от которого неизбежно приходится уходить, ломая тем самым "прямую линию" маршрута. Примерно в 50% случаев А=А1, В=В1, более того на трассе эти плавающие точки мозгами не воспринимаются, они отмечаются в подсознании, затем их можно увидеть дома при анализе. Поэтому лучше считать, что маршрут команды имеет формат "А-С-В".
И именно здесь так важно избежать "тычков", то есть захода с "прямой" на точку С и выхода из точки С на "прямую" по одному и тому же маршруту. Почему? Да потому, что дважды пройти один и тот путь (туда и обратно) - это и неинтересно, и времени требует ровно в два раза больше, чем путь только туда. Конечно, совсем потерь не избежать (обратно тоже надо), но возможно найти путь, который не в 2 раза дольше пути "туда", а в полтора раза, поскольку на пути "обратно" срезается часть пути до точки В. Ведь, напомню, цель команды - пройти маршрутом "А-С-В", без повторов. А путь до КП с возвратом тем же маршрутом неизбежно приводит к маршруту А-С-А-В (возврат на место, где находится команда в начале пути = возврат на "прямую" в том же месте, с которой команда зашла в сторону).
Разумеется, бывают промежуточные КП, на которые без "тычка" зайти в принципе невозможно. Они так поставлены организаторами. Нередко так ставят бонусы (КП, которые можно взять в любой момент маршрута). Хотя хорошо поставленная дистанция должна подразумевать минимум пару вариантов выхода: с тычком и без тычка. И там, где есть такая возможность, нужно стараться выходить от точки С к точке В по такому пути, который не возвращает команду на какое-либо пройденное командой место или транспортный узел, а позволяет одновременно двигаться к следующему КП. То есть, условно есть точка А на юге, точка В на севере и точка С на западе. Нужно двигаться сначала на северо-запад (А-С), потом сразу уйти на северо-восток (С-В), при этом движение идёт одновременно и на восток (уход с С), и на север (заход на В). А если вернуться на юго-восток или просто на восток, то это "тычок" = потеря времени и сил.
Обращаю внимание, что промежуточные КП этапа берутся в произвольном порядке, а этапный КП - всегда после взятия промежуточных КП, возвращаться к ним после взятия этапного КП будет нельзя. В результате этапный КП всегда является точкой В (либо точкой, на данном отрезке пока не актуальной, находящейся "в уме"). А вот порядок, с которой тот или иной КП получают признаки точки В, а затем неизбежно - С), и первый планируемый к взятию КП после старта или этапного КП (точка С), зависят от планирования маршрута.
Стало быть, надо рассчитывать самый экономичный маршрут - такой, при котором этот маршрут занимает минимальное время с минимальными рисками задержки, при этом максимально близкий к идеальному маршруту "старт - этапный КП". То есть, возможно, на каком-то отрезке команда допустит ошибку, и назначив один КП для взятия "сейчас" (точка С), а другой для взятия "потом" (точка В), команда при анализе маршрута после соревнований обнаружит, что следовало сделать их наоборот. Особенно это важно с учётом того, что после выхода на этап (на первую точку С), дальше команда становится заложником своего планирования (каждая новая точка В неизбежно становится точкой С на каждом последующем отрезке маршрута).
Также обращаю внимание, что понятие "прямого и удобного" пути в категориях с использованием общественного транспорта не имеет ничего общего с геометрией. Так уж у нас устроен общественный транспорт ;) В отличие от беговых, велосипедных и т.п. категорий, где скорость движения и траектория команды зависит от неё самой, транспорт зависит от других факторов: как часто ходит ОТ в это время суток, как много маршрутов на нужном отрезке, есть ли запасные варианты проехать хотя бы полпути, какая скорость у выбранного вида ОТ, какая скорость с учётом пробок и светофоров, куда будет будет поворачивать этот трамвай, на какой остановке лучше сойти, как ближе всего подобраться к КП, не лучше ли пробежаться ногами, чем стоять полчаса на остановке и т.д. В итоге короткий путь здесь не обязательно прямая. Например, крюк на метро часто выгоднее, чем прямая дорога на наземном ОТ. Короче говоря, получаются эдакие шахматы ногами. В чём и прелесть этих категорий.