Сегодня в газете "Мой район" вышла статья аккурат в тему этого Фото-КП:
Знаменитое прошлое и громкое будущее маленькой улицыИнна Горбунова, «Мой район»16 апреля 2007Улице Красного Текстильщика суждено стать местом встречи архитектуры прошлого и будущего[size=12]Улица Красного Текстильщика — это, в первую очередь, фабрика Штиглица[/size]
[size=10]Фото: автора[/size]
Маленькая улица Красного Текстильщика по виду и духу совсем как окраинная. Её вряд ли замечают многочисленные посетители Дисконт-центра на Синопской набережной.
На табличках путаница — то Текстильщик один, то Текстильщиков много. Неудобно расположенная, с зубодробительным названием, с первого взгляда безликая, она не располагает к прогулкам.
Но причины, по которым здесь стоит побывать, все-таки есть.
Чтобы увидеть, каким красивым может быть фабричное здание, построенное в первой половине XIX века. На улице Красного Текстильщика находится старинная Невская бумагопрядильная мануфактура. Барон Людвиг Штиглиц и его потомки считали, что фабрика может и должна производить впечатление.
Вся четная сторона улицы занята эффектными величественными корпусами с массивными башнями, богатым кирпичным декором и металлическим ажуром пожарных лестниц.
Мануфактура — прекрасный образец так называемого «кирпичного стиля», богато представленного в Петербурге, где производство бурно развивалось с момента основания города. Специфика предприятия не изменилась — теперь здесь Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова.
Чтобы понять, что в Петербурге слова «охраняется государством» давно потеряли свое первоначально значение Дела на комбинате идут неплохо. Здесь производят до 60% всех ниток России, часть продукции — эксклюзивная. В перспективе — перенос производства в район Мурманского шоссе.
Что произойдет после этого со зданием-памятником промышленной архитектуры, пока неясно. «Сейчас это даже не обсуждается, — говорит Галина Тимошкина, Директор по производству, — строительство нового здания займет несколько лет. К тому же у нас на комбинате полнейший порядок, здание в хорошем состоянии и простоит еще очень долго».
Специалисты КГИОП эту уверенность разделяют и даже рекомендовали комплекс зданий Невской бумагопрядильной мануфактуры к включению в список объектов регионального значения.
А между тем, по непроверенным данным, в КГИОП уже поступал запрос об исключении из списков объектов культурного наследия.
Чтобы обойти мануфактуру со всех сторон и влюбиться в архитектурный industrial [size=12]По иронии судьбы, Голутвинская мануфакура в Москве, очень похожая на питерскую фабрику Штиглица, в советское время называлась "Красные текстильщики".
Теперь за этими стенами — офисные площади класса «А», удовлетворяющие требованиям самых взыскательных арендаторов.[/size]
[size=10]Фото с сайта
http://www.inprof.ru/[/size]
Лучшего места в России, чем Питер, для этого не найти — старинных промышленных зданий в городе великое множество, тут и модерн, и конструктивизм, и уже упомянутый кирпичный стиль. Осматривать и фотографировать это нужно прямо сейчас — через пять-десять лет может быть поздно.
«Проблема сохранения промышленной архитектуры в нашей стране, и особенно в Петербурге, становится все острее и актуальнее, — утверждает доктор архитектуры Маргарита Сергеевна Штиглиц, — во всем мире индустриальные здания используют под музеи, культурные и деловые центры, гостиницы и элитное жилье.
Даже в Москве, с ее многочисленными строительными перегибами, реконструируется большой комплекс Голутвинской мануфактуры, расположенный на Якиманке в самом центре города.
Здание мануфактуры, очень похожее на фабрику Штиглица, перепрофилируется в торгово-офисный центр.
У нас в городе есть тоже несколько примеров удачного перепрофилирования промышленных зданий. Самый близкий – Дисконт центр, расположенный в наиболее старом здании 1-й Прядильной фабрики.
Однако существует и усиливается крайне опасная тенденция, когда освобожденные заводские корпуса доводятся до разрушения с тем, чтобы объявить их аварийными и вывести из списка объектов, охраняемых государством со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Чтобы пофантазировать о будущем маленькой улицы Известный испанский архитектор Риккардо Бофилл предложил проект строительства жилищного комплекса на участке между улицами Красного Текстильщика и Новгородской. Ориентировочный бюджет строительства $60 млн., сроки 2008 — 2011 гг. Строительство охватит участок размером 1,2 га.
Жилые комплексы, построенные при участии архитектурной мастерской Риккардо Бофилла, находятся в окрестностях Парижа, Барселоне, Стокгольме, Гааге и Пекине. Бофилл строил в Киеве и Москве.
Побывав на улице Красного Текстильщика, Бофилл упомянул в своем интервью, что фабрика произвела на него впечатление. По-видимому, идея будущего соседства нового квартала и старых фабричный зданий ему импонирует.
Чтобы забыть на время о прошлом и будущем и подивиться на архитектурные парадоксы настоящего [size=12]«Почему окна круглые? Не знаю. Как cделали, так и сделали», — говорит директор Смольнинских бань[/size]
[size=10]Фото: автора[/size]
В самом начале улицы между неприметного вида жилыми домами вписался смешной каменный куб, опоясанный тремя рядами круглых присосок.
Зачем архитектор Смольнинских бань спроектировал вместо окон иллюминаторы c выступающими бетонными обрамлениями?
Директор бань Алексей Михайлович точного ответа на этот вопрос дать не смог. Впрочем, дизайн окон не волнует, кажется, ни его самого, ни клиентов Смольнинских бань.
«Приходите к нам, — сказал Алексей Михайлович, — у нас разные номера есть, обычнее и люксы, а в среду-четверг в общем зале можно за 10 рублей помыться».